Украинские хирурги и кардиохирурги провели уникальную комбинированную операцию - одновременно устранили врожденный порок сердца и прооперировали трахею, а также удалили опухоль печени двухмесячному ребенку. Борьба за жизнь маленькой Маши длилась 25 часов - теперь девочка вне опасности. Раньше пациентов, которым требовалась одновременная операция на сердце и других важных органах, считали обреченными. Подробности в материале Татьяны Даценко.
Маленькая Маша попала сюда - в Центр детской кардиологии и кардиохирургии - сразу с тремя смертельными диагнозами. Пораженная трахея, ребенок даже не мог самостоятельно дышать. Кроме того, сложнейший ВПС (врожденный порок сердца) - отсутствие клапана легочной артерии и дефект межжелудочковой перегородки, и опухоль на печени, больше чем голова малышки. То, что Маша без вмешательства хирургов дожила до 2 месяцев, уже чудо.
Таких "сложных" детей врачи принимают, но больница, по сути, становится для них последним приютом. В операциях этим пациентам отказывают. Врачи просто не видят смысла. Директор Центра детской кардиологии и кардиохирургии Илья Емец признается: сказал "нет" и в этот раз. Но мама маленькой Маши буквально по пятам ходила за профессором, умоляя рискнуть.
Татьяна, мать прооперированного ребенка:
- Тому що тоді все це було на емоціях, на нервах. я тоді тільки думала, як тільки спасти Марійку.
Настойчиво цеплялась за жизнь и маленькая Маша. Именно благодаря этому стремлению врачи и пошли на риск.
Илья Емец, директор Центра детской кардиологии и кардиохирургии:
- Был один такой момент - до операции ребенок должен был умереть. Ее привезли сюда в очень тяжелом состоянии, а эта девочка крепкая, так боролась за свою жизнь, что я потом не имел права морального ей отказать в шансе.
Профессор Емец взялся оперировать сердце и трахею. Но огромная опухоль на печени требовала вмешательства онкологов. Профессор Щепотин - директор Института рака - не смог отказать в просьбе своему коллеге.
Игорь Щепотин, директор Национального института рака:
- Был разговор очень короткий. Мужской. «Илья Николаевич, ты свою часть работы гарантируешь?» Он говорит: «Да. А ты свою?» - «Да».
Подготовка длилась две недели. В операционной непривычно людно. Медперсонала в три раза больше, чем обычно. Врачи боролись за жизнь Маши более суток. Прошло два месяца - малышка еще в реанимации. Только на днях выяснилось - опухоль была доброкачественной, а значит жизнь Маши уже точно вне опасности.
Эта победа дает надежду другим обреченным пациентам. К примеру, онкобольным, у которых больное сердце, а также тем, у кого обнаружены определенные виды рака печени или кишечника.
Игорь Щепотин, директор Национального института рака:
- Включение в эту работу опыта кардиохирургов значительно обогатит возможности онкохирургии. Под микроскопом на отдельном столе удалять опухоль из органокомплексов и затем этот органокомплекс вставлять назад в человеческий организм. Звучит вроде фантастика, но это реальность.
Уникальным опытом украинских врачей уже заинтересовалась медицинская общественность. Теперь хирурги готовятся к докладу на всемирном конгрессе врачей. К тому времени Машу уже выпишут домой. В ее карточке будет написано - здорова.