В Твери могут устранять врожденные пороки сердца

Запись на консультацию

09.06.2009
Современная хирургия высоких технологий побеждает такие болезни сердца и сосудов, с которыми еще лет двадцать назад пациенты считались обреченными. Но и сегодня для жителей Тверской области, нуждающихся в таких операциях, возможности ограничены. Высокотехнологичные операции на сосудах выполняются только в областной клинической больнице. Для операций на сердце пациентов из нашего региона направляют в столичные медицинские центры по квотам Минздравсоцразвития.



Между тем демографические данные таковы: среди причин смертности населения на первом месте стоят болезни системы кровообращения. Причем в Тверской области смертность от этих заболеваний составила в 2008 году 1325,5 на 100 тысяч населения. Это значительно выше среднероссийского уровня – аналогичный показатель по стране составил 833,4.

В кардиохирургическом отделении областной больницы выполняются высокотехнологичные операции, позволяющие восстанавливать пораженные кровеносные сосуды. Большие успехи достигнуты в хирургической профилактике ишемического инсульта головного мозга: операции на сонных артериях спасли жизнь многим пациентам, предотвратили повторные инсульты. После этих операций не было летальных исходов, пациенты не испытали осложнений, возвращались к нормальной жизни.
– Во всем мире пришли к выводу, что хирургическая профилактика инсульта более эффективна, чем медикаментозное лечение, – говорит профессор, доктор медицинских наук Юрий Казаков, заведующий кардиохирургическим отделением областной больницы, заведующий кафедрой сердечно-сосудистой хирургии, анестезиологии и реаниматологии Тверской государственной медицинской академии. – Но пока эти операции не так распространены, как требуется. В Российской Федерации проводится 49 таких операций на 1 миллион человек, в Финляндии – 106, в Германии – 241. Мы проводим 40­–50 таких операций в год, а надо бы 100–200. Но наши пациенты стоят в очереди на операцию, потому что у нас единственное в области специализированное отделение сосудистой хирургии, и в нем работает только одна операционная. Главная причина – нехватка кадров: операционных сестер, анестезиологов, санитарок. Анестезиологи массово уехали работать в Подмосковье. Пожалуйста, увеличьте им зарплату здесь, и они вернутся.

Юрий Казаков регулярно проводит научно-практические конференции, приглашая в Тверь для обмена опытом лучших хирургов страны. В конце мая на конференции “Актуальные вопросы сердечно-сосудистой хирургии” выступил академик РАМН, доктор медицинских наук профессор Игорь Затевахин. Игорь Иванович познакомил коллег с новейшими разработками в области высокотехнологичных операций на сосудах. Под его руководством проводятся успешные операции у больных со сложными поражениями сосудов. Благодаря новым методам хирургии, применяемым впервые в России, удается спасти и продлить жизнь пациентам с самыми тяжелыми заболеваниями.

– Я работаю на базе обычной городской больницы № 57. Мы оказываем помощь больным, которых доставляет скорая помощь, или больные приходят по направлениям из поликлиники, – рассказывает Игорь Затевахин. – Операции дорогостоящие, расходные материалы могут стоить до трех-пяти тысяч долларов. Но москвичам квоты на лечение не нужны – столичные стационары обеспечены материалами за счет городского бюджета. Иногородним больным приходится ждать квоты или обращаться в коммерческие учреждения, где им делают операции за очень большие деньги. Я думаю, что пора в каждом регионе иметь современную технику, развивать современную хирургию. Высокотехнологичные операции требуют высокотехнологичных инструментов, материалов, оборудования, с одной стороны, а с другой стороны, обучения хирургов. Первый вопрос зависит от экономических возможностей, его решают власти города, области, страны. А второй вопрос решается проще – обучение на рабочих местах, в клиниках. В Твери руки не хуже, чем в Москве, но надо помочь коллегам с оснащением.

Высокий уровень подготовки тверских хирургов отмечает и профессор, доктор медицинских наук Алексей Иванов, заведующий отделением кардиохирургии Российского научного центра хирургии имени Петровского РАМН:

– Учитывая, что в Твери есть медицинская академия, подготовка кадров здесь на очень хорошем уровне. Отличное отделение сосудистой хирургии. Не хватает только современной аппаратуры. А ведь было время, когда в Твери делали операции на сердце. Сейчас ежегодно по квотам Минздравсоцразвития направляют больных из Тверской области в московские центры, в том числе и к нам. В год мы оперируем около 40–50 пациентов из Тверской области. Многие из них – дети с врожденными пороками сердца. У нас есть особые подходы к лечению детей. Развиваем эндоваскулярные методы, которые позволяют через день после операции выписать пациента домой. Но это очень дорогостоящие операции, цена которых доходит до 520 тысяч рублей. Я считаю, что в сегодняшней экономической ситуации вкладывать огромные средства в строительство центра современной кардиохирургии в регионе, где полтора миллиона жителей, нерентабельно. Область не сможет содержать такой центр. Опыт показывает, что те высокотехнологичные центры, которые были созданы в регионах России, страдают от недофинансирования. Но более современное техническое оснащение имеющегося в области кардиохирургического отделения, безусловно, необходимо. В регионе должны лечить острый коронарный синдром, должны делать коронарографию, стентирование коронарных сосудов, имплантировать электрокардиостимуляторы. А пациентов в Москву направлять нужно на более сложные операции.

По словам тверских кардиохирургов, сейчас из-за нехватки оборудования в областной больнице невозможно проводить операции на сердце, делать коронарографию, то есть диагностику поражений артерий сердца. Приходится отправлять пациентов в Москву сначала на это исследование, а потом решать вопрос об операции и снова отправлять в столичные центры. И все это – в рамках выделенных квот, количество которых ограничено.

– Раньше мы проводили и коронарографию, и стентирование коронарных сосудов, – поясняет Юрий Казаков. – Но аппарат у нас устаревший и неисправный. Нужна новая аппаратура, с помощью которой мы могли бы проводить диагностику и операции на сердце, и лишь наиболее сложных пациентов отправляли бы в Москву. Таким образом, высокотехнологичная помощь стала бы доступной для большего количества больных.