Россияне должны выбирать, где им лечиться, уверены страховщики

Запись на консультацию

27.02.2010

В последний «кризисный» год рынок медицинского страхования в Петербурге показал не лучшие результаты. Ситуация с ОМС более или менее стабильна, уверяют чиновники. Страховщики бьют тревогу: рассчитывать на стремительное развитие ДМС в ближайшие 2-3 года не стоит.
Что ждет петербургский рынок медстрахования в 2010 году?  Тему обсуждали на "круглом" столе, организованном АБН и TT Finance (www.ttfinance.ru)

В прошлом году оборот страховых компаний по ДМС Петербурге в среднем снизился от 11% до 16%, сообщила руководитель департамента ДМС филиала "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти Зарема Яникова.
По ее словам, чаще всего от корпоративного страхования стали отказываться компании, работающие в строительной сфере и девелопменте, а также в автобизнесе.
При этом падение спроса произошло неравномерно. Так, некоторые страховщики даже зафиксировали небольшое увеличение спроса на программы ДМС.
«Объясняется это тем, что постоянные клиенты привыкли к ДМС и не спешат от них отказываться. Мы также замечаем «отложенный спрос», когда люди, лишившись работы и получив свободное время, стали активно заниматься здоровьем», пояснила З.Яникова.
Одновременно с этим страховщики отмечают еще одну «кризисную» тенденцию: клиент стал экономить на ДМС, выбирая программы с минимальным набором услуг, так называемый «эконом-вариант». Страховщики, чтобы не потерять клиентов, вынуждены идти на уступки.

Сокращения расходов на ДМС напрямую повлияло на увеличение количества жалоб от застрахованных, отмечает директор по ДМС страховой компании «АСК-Мед» Александра Богданова.
«Количество жалоб выросло в разы. Недовольство клиента особенно проявляется в ситуации, когда применяется комбинированное страхование: часть медуслуг оказывается по ДМС, часть – по ОМС», пояснила она.
Одна из наиболее распространенных ситуаций: программы экстренной помощи входят в пакет ДМС, госпитализацию и амбулаторное лечение (как наиболее дорогие услуги) клиент хочет получать по ОМС.
В итоге, оказавшись в больнице, застрахованный сталкивается со всеми недостатками ОМС: отсутствие сервиса, равнодушие и т.д. Все это «выливается» в недовольство работой страховщиков и страховыми продуктами.
«В нынешней ситуации в выигрыше оказались те страховые компании, у которых отлажены контакты с медучреждениями», отметила А.Богданова.
Эксперт сообщила, что в настоящее время соотношение тарифов ОМС и ДМС сократилось. Раньше 30% от счета ДМС составляли услуги ОМС, сейчас вычеты по ОМС снизились.

В российском страховом законодательстве происходит ряд изменений, способных «переломить» ситуацию для страховщиков, медучреждений и граждан в лучшую сторону, считает начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС Геннадий Лопатенков.
Он напомнил, что в настоящее время финансирование системы обязательного страхования – полубюджетное: бюджет возмещает 40% расходов по ОМС. Однако уже с 1 января 2011 года расходы работодателя на ОМС увеличатся в 1,7 раза.
По мнению Г.Лопатенкова, одной из действенных мер должен стать переход от налогов к страховым взносам. «Это более гибкий вариант, в отличие от налогов, размер взносов может меняться в зависимости от стоимости страховых программ», сказал эксперт.
Г.Лопатенков сообщил, что в настоящее время рассматривается возможность изменить систему медицинского страхования по аналогии с пенсионным страхованием.
В частности, новый законопроект предполагает, что вместо работодателя заключать договор со страховой компанией будет сам гражданин. В том случае, если человек не определится с выбором страховщика, его «прикрепят» к территориальному Фонду ОМС. Застрахованный также сможет выбирать, где именно ему лечиться.
По мнению Г.Лопатенкова, эта мера положительно скажется на усилении конкуренции и качества предоставляемых услуг, как в страховых компаниях, так и в медучреждениях. В свою очередь потребитель получит возможность «голосовать рублем», выбирая качественные услуги.

Представители страхового сообщества также обращают внимание на то, что рынок ОМС и ДМС нуждается в переменах. Одним из наиболее серьезных противоречий, по мнению страховщиков, является невозможность использовать средства ОМС при лечении пациента, застрахованного по ДМС.
«Клиент должен получить право использовать деньги, уплаченные им в фонд ОМС. Наиболее правильным вариантом является «совмещение» ОМС и ДМС. В этом случае добровольное медстрахование станет дополнительным, а у гражданина останется право на средства по системе ОМС», полагает директор департамента медицинского страхования СЗРЦ «РЕСО-Гарантия» Оксана Попова.
С ней согласен и председатель комитета медицинского страхования Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Алексей Кузнецов.
«Наиболее приемлемой для пациента, застрахованного по ДМС, могла бы стать ситуация при которой он частично сможет оплачивать свое лечение по ОМС. За услуги, которые ОМС не покрывает, пациент будет доплачивать либо из своего кармана, либо по системе ДМС», считает он.
При этом, эксперты настаивают: рынок медицинского страхования нельзя сводить только к выбору страховой компании. По мнению Оксаны Поповой, дальнейшее развитие медицинского сервиса по ДМС и ОМС невозможно без установления единых стандартов по медицинскому сервису для страховщиков и клиник.
Эксперт также уверена, что обе стороны должны выработать стандарты помощи клиентам. «Без поддержки со стороны медучреждений развивать систему ДМС в России очень тяжело. Для клиентов наиболее болезненными вопросами остаются сервис и повышение цен. Страховщики и медицинские учреждения ведут постоянный диалог по вопросам стоимости медуслуг, так как повышение цен на лечение ведет к повышению стоимости полисов ДМС», пояснила О.Попова.

Заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Большаков считает, что в настоящее время в России система обязательного медицинского страхования работает с меньшей эффективностью, чем в европейских странах, несмотря на значительное количество врачей и мест в лечебных учреждений.
«Одной из причин является зачастую неэффективное использование средств, выделяемых государством на медицину и различие в практике взаимодействия страховых компаний и территориальных фондов ОМС», полагает Д.Большаков.
Только в Ленобласти за счет оптимизации этого взаимодействия можно достичь экономии до 1 млрд.рублей, что составляет 10% от всех затрат на ОМС в 2010 году, считает он.
«При этом ДМС – это вполне эффективная и хорошо развитая система медицинских услуг населению, когда страховщик за дополнительно выделяемые работодателем или самим застрахованным деньги организует предоставление медицинских услуг более высокого качества и оперативнее, чем это делается сейчас по полисам ОМС», полагает Д.Большаков.

Отдельно участники круглого стола остановились на проблемах медицинских учреждений и санаториев. Так, главврач и гендиректор санатория «Старая Русса» Виктор Петухов отметил, в условиях кризиса в 2009 году количество пациентов по ДМС в санаториях сократилось. При этом, по его мнению, для санаториев использование системы ДМС является одним из наиболее цивилизованных путей развития.
Он также пояснил, что в настоящее время помимо ДМС могут рассчитывать лишь на личные средства граждан, приехавших поправить здоровье.
В качестве источника финансирования для санаториев также может выступать Фонд соцстрахования, однако, на практике санатории практически не получают оттуда средства.
Еще одной проблемой как для страховщиков, так и для клиник остаются пациенты, которым требуются высокотехнологичные операции, в частности, операции на сердце. В Петербурге в среднем по городу очередь на такие виды операций составляет 1-2 года.
«При этом, такие виды медпомощи не входят ни в программу ОМС, ни в ДМС», пояснил руководитель службы маркетинга клинической больницы № 122 Олег Егоров.
Он также отметил, что в государственных медучреждениях настоящее время такие операции финансируются с помощью федеральных квот.

В "круглом столе" принимали участие:
Лопатенков Геннадий Яковлевич - начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда ОМС
Кузнецов Алексей Николаевич – Союз страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада
Большаков Дмитрий Владимирович - заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия»
Попова Оксана Ивановна -руководитель департамента медицинского страхования СЗРЦ "РЕСО-Гарантия"
Яникова Зарема Серверовна - руководитель департамента добровольного медицинского страхования филиала ООО "РОСГОССТРАХ " в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Петухов Виктор Борисович - генеральный директор ЗАО "Старая Русса", главный врач, заслуженный врач РФ, ординарный профессор МАН
Богданова Александра Яновна - директор по личным видам страхования, директор по ДМС страховой компании «АСК – Мед»
Егоров Олег Михайлович – руководитель службы маркетинга клинической больницы № 122