В жизни порой происходят события, которые называют судьбоносными. Спасение обреченного малыша, появившегося на свет со сложнейшим врожденным пороком сердца, стало поворотным моментом как в судьбе талантливого кардиохирурга Ильи Емца, так и в становлении нового медицинского направления — кардиохирургии новорожденных. В то время нигде в Советском Союзе таких операций не делали, да и за рубежом их практиковали только в некоторых ведущих кардиоцентрах. 22 апреля 1992 года можно считать вторым днем рождения Миши Кикотя, с этой даты по праву берет начало летопись кардиохирургии новорожденных в Украине.
С тех пор это направление кардиохирургии прошло нелегкий, порой тернистый путь развития — из отделения в Институте сердечно-сосудистой хирургии АМН Украины до современного Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии МЗ Украины (далее—ЦДКК). В 2006 году Центр переселился из Института Амосова в отдельное реконструированное здание на территории больницы «Охматдет». С введением в действие в 2010 году второго корпуса ЦДКК на улице Мельникова появилась возможность оказывать помощь большему числу детей с врожденными пороками сердца. Впервые в Украине и на постсоветском пространстве внедряется комплексная система оказания медицинской помощи взрослым пациентам, которые в детстве перенесли кардиохирургическое лечение.
Свое двадцатилетие Центр отмечает в новом корпусе, где все — и операционные, и реанимационные, и условия для пациентов — соответствует европейским и мировым стандартам. Суперсовременное оборудование и апаратура, без которой немыслимо выполнение сложнейших хирургических вмешательств на крохотном сердечке новорожденного. Высокопрофессиональный коллектив специалистов, который руководитель Центра И. Емец однажды сравнил с симфоническим оркестром, где каждый музыкант виртуозно ведет свою партию.
Но главное, несомненно, это достигнутые результаты в лечении маленьких пациентов. Начиная с 2007 года при заметном увеличении количества выполняемых операций, показатель летальности неуклонно снижался, и в прошлом году составил 0,95% ( в западноевропейских клиниках —4%). Всего в 2011 г. в ЦДКК прооперировано 1466 детей. Это самый большой показатель в Европе.
Отдельная группа — пациенты в возрасте до 30 дней. В прошлом году было прооперировано 208 новорожденных, девять из которых умерли (летальность —4,3%). Для сравнения: по данным Американской ассоциации торакальной хирургии (AATS) за период 2007 — 2011 гг. летальность в этой группе пациентов в ведущих американских клиниках составила 10%. В то же время в Киевском центре детской кардиологии и кардиохирургии за этот период показатель летальности снизился с 12% до почти 4%.
«Низкий уровень летальности отнюдь не связан с тем, что мы отказываем кому-то в операции либо проводим селекцию, как кто-то может подумать. Мы никогда не отказываем в лечении даже тем пациентам, которых привозят в очень тяжелом состоянии. Дело в том, что в нашем Центре из года в год совершенствуются методы лечения, повышается мастерство хирургов и других специалистов, постоянно внедряются новые технологии и научные разработки», — комментирует статистику заместитель директора по научно-практической работе ЦДКК Александр Бабляк.
Научная составляющая всегда была одним из приоритетов ЦДКК. Еще в 1996 году на базе отделения кардиохирургии и реанимации новорожденных Института сердечно-сосудистой хирургии (ИССХ) был создан научный отдел. Уже в то время в детской кардиохирургии начали внедрять в практику пластические операции на клапанах сердца (без использования искусственных материалов). Сегодня врачи Центра могут похвастаться многими научными разработками, которые, можно сказать, получили киевскую прописку. Это, например, операция Росса у новорожденного, имеющая украинское ноу-хау, онкологические операции у детей в условиях искусственного кровообращения, первая в Украине пластика трахеи в условиях искусственного кровобращения и др.
Несомненно, на увлечении научными поисками сказалось то, что многие сотрудники Центра — выходцы Института сердечно-сосудистой хирургии. «Медицина без научных исследований ведет к примитивизму. Только путем поиска, исследования можно прийти к открытиям, новым разработкам. Хирург, о котором говорят, что у него золотые руки, работает в первую очередь головой, — уверен директор Центра Илья Емец. — Таким интеллектуалом со скальпелем в руке был Николай Михайлович Амосов. И сегодня в институте, названном его именем, трудится немало ученых-хирургов. Думаю, то, что нам удалось сделать, стало возможным благодаря тому, что мы стали продолжателями тех традиций, которые были заложены в Институте Амосова».
Пожалуй, наиболее впечатляющим (и многообещающим) достижением Центра детской кардиологии и кардиохирургии является применение пуповинной крови при операции на сердце новорожденного. Идея использовать собственную кровь ребенка вместо донорской при операции на сердце в первые часы жизни ребенка принадлежит И.Емцу. Киевские кардиохирурги впервые в мировой практике начали делать такие операции. На сегодня с применением этой технологии выполнено уже более 40 операций.
В чем суть и преимущество метода?
Когда рождается ребенок, то 30% его же собственной крови остается в плаценте и в пуповине. Пуповинная кровь не идет ни в какое сравнение с донорской, чужая кровь, кроме всего, может оказаться опасной. Пуповинная же кровь обладает уникальными свойствами благодаря особенностям фетального гемоглобина, она богата стволовыми клетками, жизненно важными аминокислотами, насыщенная кислородом.
«Пока ребенок находится в утробе матери, даже со страшным пороком, он чувствует себя комфортно, когда же появляется на свет — начинает умирать буквально на глазах. Чего же ждать, если можно попытаться, как говорится, сразу поймать двух зайцев: спасти новорожденного и во время операции влить его же собственную, а не донорскую кровь? И сделать это нужно в первые часы после рождения ребенка, создав такие условия, чтобы он попал как бы во вторую утробу, — объясняет И.Емец. — Пуповинная кровь в условиях искусственного кровообращения осуществляет доставку кислорода, как в утробе матери, естественным для него, жидкостным путем. Кроме того, аутологическая пуповинная кровь не нарушает баланс иммунной системы новорожденного. Организм ребенка не страдает от медикаментозной загрузки, как при обычной операции с применением донорской крови. Доказано на практике: восстановление детей после сложных операций проходит гораздо быстрее и легче. Несомненны и экономические выгоды: отпадает необходимость в дорогостоящих медпрепаратах, дополнительных анализах и т. п. Еще один важный аспект: пуповинную кровь вместо донорской можно будет применять и при других хирургических вмешательствах.
…Когда я оперирую новорожденного, которому не более пяти часов от рождения, вижу буквально на глазах меняющиеся анатомические структуры. Это — потрясающе!.. Тонкая структура миокарда предсердий в первые часы жизни и в более позднем периоде имеет существенные отличия. Эту разницу подтвердили электронные микроскопические исследования. Наблюдения наводят на мысль, что некоторые аспекты порочных сердец могут быть скоррегированы совершенно по-иному. Мне кажется, мы только в начале пути, который таит еще много находок…».
«Украинский метод» лечения сложных пороков сердца у новорожденных уже получил высокую оценку в Европе и мире. Изобретение запатентовано в ряде зарубежных стран — Германии, США, Японии. Значит, приоритет — за Украиной. Но для того чтобы методика получила широкое мировое признание, требуется определенное время.
Источник: ZN,ua