Полгода с первой операции в Челябинском кардиоцентре: итоги с Олегом Лукиным

Запись на консультацию

16.11.2011

Главный врач Челябинского центра сердечно-сосудистой хирургии Олег ЛукинГлавный врач Челябинского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии Олег Лукин уверенно занимает вторую строчку в рейтинге по итогам проведения праймериз. Результаты народного голосования подтверждают: люди доверяют специалистам, которые знают об их проблемах не понаслышке.

Медицина — одна из самых больных тем в нашей жизни. Ни волевые решения, ни солидные средства не могут совершить коренной переворот в этой сфере, сделать больницы по-настоящему открытыми для пациентов. Чтобы «вылечить» медицину, следует поставить диагноз и прицельно направлять средства туда, где они в первую очередь необходимы. А для этого надо видеть проблемы, что называется, изнутри.

Именно к таким специалистам относится Олег Лукин. В кардиоцентре, который он возглавляет, в кратчайшие сроки была четко организована работа. Новое медицинское учреждение планомерно развивается, опережая по количеству и качеству выполненных операций аналогичные центры в других регионах.

Сегодня руководитель Челябинского федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в гостях у «Вечерки».

Время ставить оценки кардиоцентру

— Олег Павлович, 31 июля Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии отметил своего рода юбилей: ровно полгода с момента первой операции. Как оцениваете этот этап работы?

— Полгода — это срок, который позволяет оценить жизнеспособность учреждения. Должен сказать, что кардиоцентр как учреждение высоких технологий состоялся. Сложился работоспособный коллектив, который может выполнять все поставленные задачи в плане оказания специализированной медицинской помощи. Мы очень быстро вышли на заданный уровень объемов выполняемых операций и сейчас делаем до 20 хирургических вмешательств в день. Причем делаем операции всех видов сложности по всем направлениям, которые сегодня существуют в сердечно-сосудистой хирургии. Техническое оснащение центра позволяет обеспечить достойное качество и эффективность лечения. Созданы хорошие условия как для пациентов, так и для сотрудников центра. Приближаемся к уровню среднеевропейской клиники. Несмотря на то что в полном объеме мы начали выполнять операции только в феврале-марте, нам удалось опередить аналогичные федеральные центры в Хабаровске и Красноярске. Хотя там приступили к работе еще в прошлом году.

— Можно ли уже сегодня говорить о перспективах развития кардиоцентра?

— Наша главная задача — полностью обеспечить население теми видами медицинской помощи, потребность в которых сегодня очень велика. Но мы думаем и о будущем. Буквально на днях я встречался с представителем американской ассоциации, занимающейся информационными технологиями в здравоохранении. Надеюсь, будем сотрудничать, участвовать в совместных разработках. Сейчас мы владеем передовыми технологиями, но это технологии сегодняшнего дня. С годами они будут меняться. Значит, надо стремиться идти в ногу со временем, не отставать от развитых стран Европы и Америки.

— В июне в вашем центре была сделана тысячная операция. А сколько пациентов про-оперировано на сегодняшний день?

— Уже 1800. В этом году запланировано более трех тысяч операций. Без сомнения, мы выполним это государственное задание, а в следующем году значительно увеличим количество операций — до 4,5 — 5 тысяч.

Я думаю, это позволит ликвидировать очереди на оперативное лечение. Работа в этом направлении ведется, нам удалось многого добиться. На сегодняшний день у нас нет очереди на лечение врожденных и приобретенных пороков сердца. Существенно сократилось время ожидания у больных с нарушением сердечного ритма. Самое проблемное направление — коррекция ишемической болезни сердца. Несмотря на то что мы выполняем большое количество таких операций, пациентов по-прежнему очень много.

Чудеса кардиохирургии

— Говорят, ваши хирурги совершают настоящие чудеса, спасая жизни младенцев.

— Действительно, у нас есть маленькие пациенты, которым мы спасли жизнь. В основном это дети, рожденные в роддомах Челябинска. Они появились на свет с критическим врожденным пороком сердца, поэтому им требовалась хирургическая помощь уже в первые дни жизни. В таких случаях промедление приводит к гибели ребенка.

К счастью, у нас не так много малюток, которые нуждаются в экстренной операции. Но это самая тяжелая группа пациентов, требующая совместной работы не только сотрудников нашего центра, но и в целом медицинской службы города, области. Здесь еще много организационных вопросов. Но мы уже на пути к созданию системы взаимодействия нашего отделения врожденных пороков сердца с перинатальным центрами, педиатрическими службами. В Челябинской области формируется неонатологическая служба, появилась возможность внутриутробно диагностировать имеющийся порок и подготовиться к тому, чтобы принять такого новорожденного, вовремя прооперировать его.

Коллеги из Курганской области уже обращались к нам с просьбой оказывать такую помощь. Но возникает проблема транспортировки. Ведь дети находятся в критическом состоянии.

— После операции пациент находится в кардиоцентре всего несколько дней. Что дальше? Реабилитационный этап до сих пор считается «слабым звеном»…

— В нашем центре система реабилитации налажена лучше, чем где бы то ни было. Во-первых, есть возможность направлять пациентов в специализированные санатории федерального значения. К сожалению, они расположены далеко за пределами Челябинской области — в Ставропольском крае, в Подмосковье, других регионах. Но благодаря областному правительству мы можем направлять наших пациентов, правда пока только работающих, на реабилитацию в местные санатории кардиологического профиля. Сейчас в Челябинской области готовится программа дальнейшего развития санаторно-курортного и реабилитационного лечения. Я уверен, система будет совершенствоваться.

Кроме того, на базе Челябинской городской клинической больницы № 2 создано кардиологическое реабилитационное отделение для пациентов, перенесших самые сложные операции. Им требуется стационарное наблюдение. Челябинский федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии — единственный в России, который располагает таким отделением. Его создание стало возможным благодаря средствам из городского и областного бюджетов.

Что в Европе катастрофа...

— Какие проблемы кардиологической службы области «высветились» за полгода работы центра сердечно-сосудистой хирургии?

— Об этих проблемах мы знаем давно: не все вопросы, связанные с организацией кардиологической службы, решены. Оттого нам часто приходится оперировать пациентов с сочетанной патологией, осложненными формами ишемической болезни сердца. Уровень заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями высок во всем мире. Но в Германии, например, средняя продолжительность жизни мужчин — 76 лет, а наши мужчины часто не доживают и до 60 лет. Это зачастую связано с тем, что у нас практически не оказывается на должном уровне экстренная помощь больным с острым инфарктом миокарда.

Во всех развитых странах существует отлаженная система: в течение двух-трех часов от развития инфаркта пациент попадает на операционный стол, где ему восстанавливают проходимость коронарного сосуда. Это позволяет сохранить сердечную мышцу. После инфаркта пациент продолжает полноценно жить. У нас, к сожалению, очень большой процент больных с осложнениями после инфарктов. Поэтому нам приходится выполнять очень много сочетанных операций, а в Западной Европе это единичные случаи. Я, например, был в одном итальянском кардиоцентре, там за год делают пять — десять операций с резекцией постинфарктной аневризмы левого желудочка. А мы всего за полгода работы сделали больше ста таких операций.

Так что предстоит серьезная работа — надо устранять недостатки в работе кардиологической службы. Возможности для этого есть.

Акценты — на здоровье людей с болезнями сердца

— Поэтому вы решили принять участие в праймериз, по итогам которого составят список кандидатов в Госдуму?

— К участию в праймериз «Общероссийского народного фронта» меня привлекло то, что на основе платформы кандидатов, оценки их программ будет формироваться народная программа. В ней должны найти отражение приоритетные задачи, которые требуют первоочередного решения. А определяются они в ходе диалога с выборщиками, участвующими в праймериз, с учетом их мнения.

— Вы представляете партию «Единая Россия»?

— Нет, я не являюсь членом партии «Единая Россия», не представляю и какую-либо общественную организацию. Инициатива «Единой России» тем и интересна, что в формировании народной программы, которая сейчас обсуждается, участвуют не только политики, но и специалисты, которые знают о проблемах своей отрасли, имеют представление о возможных путях их решения. У них есть конкретные предложения, которые можно внести в программу.

— Что вы предлагаете выборщикам?

— В первую очередь я делаю акцент на вопросы здравоохранения. Все знают, что у нас есть проблемы и с качеством медицинской помощи, и сервисом, и с неоправданным предоставлением платных услуг, и с очередями. Медицинская помощь должна быть своевременной, доступной, бесплатной для пациентов. Эти вопросы нужно решать комплексно.

— Проблемы чаще всего начинаются с первичного звена: человек не может попасть к специалисту, без очередей и нервотрепки пройти обследование.

— У нас действительно непросто пройти многие виды обследований: не хватает оборудования, специалистов для его обслуживания. Если оборудование можно закупить в течение года, то для подготовки специалистов требуется гораздо больше времени. Поэтому сейчас, когда начинается модернизация здравоохранения, очень важно продумать каждый ее этап. Планируется новое оснащение — значит, надо позаботиться о кадрах.

— Но в области острый дефицит медицинских работников.

— Сейчас даже в Челябинске не хватает узких специалистов, в том числе кардиологов. А в ряде районов области их вообще нет. Отсюда проблемы: дефицит врачей порождает очереди. Начнется приток молодых специалистов в поликлиники и стационары, тогда мы сможем говорить и о ранней диагностике заболеваний, и о более эффективной работе всех медицинских учреждений. Это же все звенья одной цепи. К сожалению, сегодня выпускники медицинских вузов и колледжей неохотно идут в профессию. А ведь современные технологии, которые сейчас внедряются в медицинскую практику, требуют молодых умов и рук. Когда я заканчивал медицинский институт, это было 25 лет назад, профессия врача считалась очень престижной. Сегодня интерес к ней резко снизился.

— Хотя конкурс в медицинскую академию по-прежнему высок.

— В том-то и проблема: студенты получают качественное базовое образование, а потом без труда находят высокооплачиваемую работу на другом поприще. Судите сами: в этом году менее 40 процентов выпускников Челябинской медицинской академии пришли в систему здравоохранения. Где остальные 60 процентов? А ведь они шесть лет учились, на большинство из них были затрачены бюджетные средства.

— Есть ли выход из замкнутого круга?

— В первую очередь надо создавать условия для работы медицинского персонала, решать социальные вопросы. Будет достойная зарплата, жилье, приоритет в предоставлении мест в детских садах и так далее, тогда молодежь пойдет в медицину. Конечно, за один год проблему не решить. И без финансовой поддержки любая идея останется только декларацией. Не будем забывать, что в нашей стране процент ВВП, который идет на здравоохранение, в разы меньше, чем в развитых странах. С каждым годом в здравоохранение вкладывается все больше средств, но их пока недостаточно.

— Какие надежды возлагаете на программу модернизации?

— В медицинских учреждениях надо создать достойные условия пребывания, внедрять современные технологии. Повторюсь: чтобы программа была эффективной, должны привлекаться специалисты. Значит, нужно решать вопрос подготовки медицинских кадров. И главное, чтобы программа не стала временной инициативой. Люди должны реально почувствовать конкретный результат модернизации. А у нас как иногда бывает? В больницу закупают дорогостоящий аппарат, а работать на нем некому. Что толку от инициативы? Вот такого быть не должно.

— Вам приходится выезжать в разные города области. Каково настроение выборщиков?

— На мой взгляд, проблемы здравоохранения волнуют большинство нашего населения. Далеко не всех интересует курс доллара, количество произведенного чугуна и выкачанной нефти, но социальные вопросы, в том числе оказания медицинской помощи на достойном уровне, волнуют всех. Это подтверждают и результаты прошедших праймериз. Тезисы, которые я озвучил, что называется, задели слушателей за живое. Наверное, поэтому у меня на удивление высокий рейтинг, хотя я не являюсь ни политическим, ни общественным деятелем.