Пересадка сердца детям: в Европе делают, в России - пока нет

Запись на консультацию

01.05.2009

30 апреля в Москву вернулся мальчик, которому сделали операцию по пересадке сердца в Италии. Всё это время ребенок находился в клинике Бергамо. Врачи следили за процессом выздоровления. Деньги на уникальную операцию выделило российское государство. За жизнь ребенка боролись хирурги трех стран: России, Италии и Германии. Но этот счастливый случай - редкое исключение. В России пересадку сердца детям не делают, а всех нуждающихся отправить на операцию за границу не получается, так как донорских органов не хватает.

 

Маму Линар не видел больше года. За это время 7-летний мальчик почти не вырос и немного похудел. После долгого перелета выглядит уставшим.

Проходящие мимо люди искренне удивляются: почему обычного мальчика встречают как настоящего героя? Ведь каждому не объяснишь, что у Линара новое сердце. Из Рима он прилетел вместе с новым дедушкой. Сергей Дейнеко - отец российского хирурга, который участвовал в операции. В Италии именно он ухаживал за Линаром.

Сергей Дейнеко: "Он ходил там в школу, прыгал, бегал как все здоровые дети".

Несколько лет Линар был прикован к постели. С каждым днем его больное сердце билось все реже, и мальчик мог умереть в любую минуту. В 2007 году в Центре имени Бакулева Линару поставили искусственное сердце.

Анна Вафилевская, лечащий врач Линара Хисматуллина: "Все кровообращение, которое происходит у нас внутри организма, в сердце, никто это не видит, это нужно подсоединить к аорте".

Почти год искусственное сердце работало от специального аппарата. Но без донорского сердца спасти маленького пациента было невозможно. Вернуть Линара к полноценной жизни смогли в итальянской клинике в Бергамо. Кардиохирурги пересадили мальчику сердце другого ребенка. Это обычная практика. Когда человеку пересаживают орган донора, головной мозг которого уже умер.

Операция длилась 5 часов, после нее врачи несколько месяцев контролировали буквально каждый вздох Линара, но все обошлось. Новое сердце работает как часы.

В России в подобной операции нуждаются тысячи детей, но доживает до нее только один из ста. 99 умирают, потому что хирурги не имеют права пересаживать органы от одного ребенка к другому.

Каждый день в Центре имени Бакулева спасают десятки жизней. Здесь делают уникальные операции, которые больше нигде не умеют. Два раза в месяц хирурги пересаживают сердце взрослым. Врачи в любой момент готовы начать делать то же самое и детям. Все, что для этого нужно, - соответствующее разрешение.

В России делают операции по пересадке детям почек, печени, но только от взрослых доноров. Чаще всего от близких родственников. А сердце ребенку можно пересадить только от сверстника. Для такой операции нужна четкая инструкция. Самое главное, как именно врач должен установить факт смерти мозга донора.

Константин Шаталов, руководитель отделения неотложной хирургии врожденных пороков сердца у детей раннего возраста НЦССХ им. А.Н. Бакулева: "Максимально четкая инструкция, при которой невозможна какая-либо степень ошибки при констатации смерти головного мозга".

Такая инструкция в нашей стране готовится уже 14 лет. И, тем не менее, ее до сих пор нет. Многие считают, что общество просто не готово к таким операциям.

Константин Шаталов, руководитель отделения неотложной хирургии врожденных пороков сердца у детей раннего возраста НЦССХ им. А.Н. Бакулева: "Все подводит человека к тому, что он говорит: "А зачем я буду участвовать в этом криминальном бизнесе?"

Сергей Готье, директор Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова: "Пока наше население не поймет, что это благородный шаг, что это не какое-то святотатство, до тех пор мы будем вынуждены отправлять детей за рубеж".

В 6 лет Настя умеет и писать, и читать. Научила мама. Книжки и рисунки для девочки - единственное развлечение.

У Насти очень тяжелый порок сердца. Большую часть своей маленькой жизни она находится в больничной палате вместе с мамой. Врачи уже сделали Насте несколько операций, но полностью вылечить девочку они не могут.

Без пересадки сердца Настя не сможет жить. Однако шансы, что ее сделают, не велики. Денег на операцию за рубежом, а это сотни тысяч евро, у Настиных родителей нет.